Дата:
4 ноября 2013
Категория:
Архив
100-летие «ритуального» процесса Менахема-Менделя Бейлиса на Поклонной горе
29 октября 2013 года в Мемориальной синагоге на Поклонной горе состоялся вечер, посвященный 100-летию процесса над Бейлисом.
Вел его известный адвокат и правозащитник Генри Резник. Участников и гостей приветствовал от имени Российского еврейского конгресса его исполнительный директор Бенни Брискин.
И хотя на сцене стоял стол председателя и микрофон с небольшой кафедрой, Генри Резник предложил считать свой круглый председательский столик Круглым столом и предоставил слово основателю и директору Музея истории евреев в России Сергею Устинову. Он коснулся основных моментов истории дела Бейлиса и, переходя к нашим дням, напомнил о разного рода позорных происшествия, вроде обвинения евреев Красноярске в 2007 году в ритуальном убийстве детей, задохнувшихся и сгоревших в канализационном колодце. Упомянул С. Устинов и о разговорах, касающихся «ритуального» характера расстрела царской семьи. В конце вечера Генри Резник вернулся к этому вопросу, процитировав заключение комиссии РПЦ по этому вопросу 1999 г. под председательством тогда митрополита, а ныне Патриарха Кирилла. В этом документе, со ссылкой на результаты процесса по делу Бейлиса, однозначно отрицалась какая-либо связь трагического события в Екатеринбурге с еврейским «ритуалом».
Среди заявленных выступающих не оказалось Николая Сванидзе. Который, будучи членом Общественной палаты, закономерно предпочел вечеру памяти дела 100-летней давности поездку к сегодняшним заключенным в мордовские лагеря. Однако по его просьбе участникам был показан фрагмент «Исторических хроник» Сванидзе, посвященный делу Бейлиса.
Алла Гербер на примере судьбы своего отца напомнила о том, что евреи постоянно оказывались козлами отпущения на протяжении трагического ХХ века. Она же напомнила о скандальном происшествии в Центральном доме литераторов перестроечного времени, когда группа националистов под руководством некоего К. Смирнов-Осташвили ворвалась на заседание демократической организации писателей «Апрель», а участники мероприятия трусливо бежали из зала. Выступающей возразил Сергей Устинов, который поделился своим опытом, как давать в морду подобным гражданам, так и опытом столкновения с ними, даже рискуя получить в ответ.
Со своей стороны, как участник этого мероприятия, замечу, что массового бегства писателей я не помню. Ведущий вечера тоже проанализировал мотивы поведения убежденного антисемита Смирнова-Осташвили в лагере, куда он попал по единственному в истории решению советского суда против антисемита по статье о разжигании национальной розни. Именно там, в лагере, где не было ни одного начальника-еврея, и рухнуло внутреннее убеждение осужденного в однозначную вину евреев во всем и вся. Это, по мнению ведущего, и привело Смирнова-Осташвили к самоубийству.
Политик и публицист Леонид Гозман вписал дело Бейлиса в сегодняшний политический контекст, от дела Фарбера до беззаконий Гаишников на дорогах, от общих проблем нашего законодательства до борьбы с ксенофобией.
Адвокат и ученый Шамиль Хазиев коснулся исключительно актуальной и сегодня проблемы ответственности экспертов на судебных процессах, практической невозможности отвода эксперта, даже заведомо недобросовестного и заинтересованного в исходе дела, если он формально подходит под определение эксперта. В нашем законодательстве отсутствует, говорил выступающий, какая-либо ответственность за недобросовестную экспертизу. На этом фоне рассматривались современные попытки научной реабилитации экспертов-сторонников кровавого навета, принимавших участие в процессе.
В выступлении раввина Гедалии Шостака основное внимание было уделено личности московского раввина Якова Мазе, который участвовал в ритуальной экспертизе на процессе в Киеве в 1913 году. Р. Шостак рассказал о жизни и деятельности раввина Мазе, отметив, что сам он сейчас живет практически там же, где жил его великий предшественник.
В выступлении автора этих строк речь шла об исторических аспектах дела и процесса Бейлиса. Особое внимание было уделено сложной картине отношения различных представителей этого слоя и к евреям, и конкретно к делу Бейлиса. Наряду с такими известными правозащитниками своего времени, как В. Короленко, который активно выступал в печати в защиту обвиняемого, в процессе участвовал очень далекий от семитофильства адвокат Николай Карабчевский, который, однако, честно выполнил свой профессиональный долг. Наряду с этим, не отрицавший «кровавый навет» митрополит Антоний Храповицкий, бывший тогда одним из правящих архиереев Синода активно способствовал организации беспрецедентной ритуальной экспертизе на процессе и рекомендовал послать туда гебраиста проф. И.Г. Троицкого. В свою очередь, такие известные деятели русской культуры, как о. Павел Флоренский или В.В. Розанов активно поддерживали обвинение. И даже то, что В.В. Розанова исклюили из Религиозно-философских собраний за эти выступления еще десятилетия обсуждалось их участниками с очень амбивалентных позиций.
Принял участие в круглом столе и биограф Раввина Я. Мазе, автор ряда книг и работ по истории Московской хоральной синагоги Ефим Улицкий. Он рассказал о состоянии могилы раввина на Востряковском кладбище, о том, что при разрушении Дорогомиловского еврейского кладбища не были сохранены исторические надгробия с еврейскими надписями, выражавшими отношение его современников к ушедшему в 1924 г. знаменитому раввину. Выступающий рассказал о похоронах Я. Мазе, , в которых участвовали тысячи людей и сказал, что несколько лет назад московская община предприняла меры к восстановлению надгробий Мазе, Полякова и других членов Московской еврейской общины.
Кроме того, выступили Маргарита Лобовская — историк еврейской Москвы, сотрудник Музея истории ГУЛАГа, рассказавшая о работе над картой репрессий в г. Москве, где она, в числе прочего, работает над участком, где расположена Хоральная синагога в Спасо-Глинищевском переулке, которую репрессии, естественно, не обошли стороной.
Поднял настроение аудитории известный рок-музыкант, автор журнала «Алеф» и производитель кошерных молочных продуктов под маркой «Тевье Молочник» Игорь Сандлер. Он поделился с аудиторией своим опытом организации производства кошерной молочной продукции в одном из самых православных городов России – Коломне. Предпринимателю пришлось пережить немало минут, которые удивительно коррелировали с проблематикой дела Бейлиса, когда местные религиозные деятели утверждали, что, производя молоко для русских людей, евреи туда что-то подмешивают. Успокоило ситуацию лишь то, что молоко Коломенского завода поставляется в Кремль по заказу Администрации Президента РФ.
Подвел итоги обсуждения председательствовавший на Круглом столе адвокат Генри Резник. Он прокомментировал некоторые выступления участников и перешел к анализу действий адвокатов на процессе. По мнению известного российского адвоката, дело Бейлиса стало торжеством русской адвокатуры, торжеством суда присяжных. В то время, отметил ведущий, ни власти, ни правительство не смогли оказать воздействия на справедливое решение суда. Сегодня же, в России демократической, подсудность судам присяжных сжимается, как шагреневая кожа. А тогда, блестящие действия, лучшего, по мнению Резника, адвоката из бригады классиков русской адвокатуры В. Маклакова способствовали удачному исходу дела. Маклаков ушел от обсуждения мистических и религиозных проблем и настаивал на беспомощности чисто уголовного аспекта обвинения. Этот рациональный подход и привел к решению присяжных, которое не только спасло невиновного, но послужило торжеству русского права.
В зале была развернута небольшая выставка книг и материалов о деле Бейлиса, предоставленных Музеем истории евреев в России, Е. Улицким и Л. Кацисом. Участник смогли увидеть и протоколы процесса, и фотоприложения к газетам «Киевская мысль» и «Искра» с изображением мест событий, и альбом с портретами участников дела, и т.д.. Из современных изданий были представлены выпуски журнала «Лехаим», который на протяжении всего юбилейного года освещал юбилейные события и публиковал новые материалы по истории знаменитого процесса.
Завершило вечер краткое слово Директора музея еврейского наследия и холокоста Александра Энгельса, который констатировал, что Мемориальная синагога на поклонной горе становится местом постоянных встреч людей, заинтересованных в изучении еврейской истории. Он напомнил, что не так давно в этих же стенах отмечался грустный юбилей 60-летия дела врачей, и обещал организовать следующие не менее интересные мероприятия в будущем.
Леонид Кацис специально для сайта РЕК
