Единственный в мире горско-еврейский театр из Израиля впервые выступил в России

В преддверии Пурима в Москве состоялось выступление единственного в мире горско-еврейского театра, впервые приехавшего на гастроли в Россию из Израиля. Труппа выступила только с одним показом, который прошел накануне, вечером 19 марта, в Театральном центре «На Страстном». Блиц-гастроли, организованные Российским еврейским конгрессом совместно с Фондом горских евреев «СТМЭГИ», были приурочены и к празднику Пурим, и к Году театра, которым в России объявлен 2019 год.

Перед спектаклем исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая пригласила на сцену инициаторов проекта: президента РЕК Юрия Каннера, членов бюро президиума РЕК Авшолума Юнаева и Германа Захарьяева, возглавляющего также фонд «СТМЭГИ».

«Для нас это трогательный день, - признался Юрий Каннер. - Мы в Российском еврейском конгрессе поставили перед собой задачу глобально показать миру культуру горских евреев. Много лет мои коллеги, Герман Рашбилович и Авшолум Михайлович, вложили много сил и средств в поддержку культуры горских евреев для горских евреев. Теперь пришло время показать эту культуру всем евреям и открыть ее миру».

«Горские евреи приехали в Израиль еще в XIX веке, - напомнил специальный гость вечера посол Израиля в РФ Гарри Корен, - И тот, кто знаком с географией Иерусалима, знает, что такие известные кварталы, как Бейт Исраэль и Гиват Шауль, были основаны именно выходцами с Кавказа - горскими евреями. Сегодня община горских евреев в Израиле насчитывает почти 80 тысяч человек, они живут в различных городах. Сохраняют свою особую культуру, особый древний язык».

Именно на этом языке джуури (с синхронным переводом на русский) актеры представили на вечере одну из своих самых популярных постановок – музыкальную комедию горско-еврейского драматурга Хизгила Авшалумова (1913-2001) «Кушак бездетности». Традиционно у горских евреев бездетными считались отцы, у которых не было сыновей (дочерей при этом могло быть сколь угодно много). В самой же пьесе рассказывается о трагикомичных ситуациях, в которые попадают жители горско-еврейского колхоза в 1940-е годы.

История горско-еврейского театра началась в Дербенте еще в 1930-е годы (тогда он назывался Татским народным театром). Артисты гастролировали по всему СССР, а в конце 1980-х - начале 1990-х годов переехали в Израиль, где возродили свой театр в городе Хедера. В Москву приехали 12 актеров труппы, при этом актерство – это не основное их занятие, среди них есть учителя, инженеры, врачи и представители других профессий.

Спектакль в Театральном центре «На Страстном» был не единственным событием, которое Российский еврейский конгресс организовал в честь Пурима - самого веселого еврейского праздника. Днем ранее, 18 марта, в столичном театре «Школа современной пьесы» РЕК провел торжественный вечер под названием «Еврейский анекдот с хорошим концом». На правах хозяев его открыли президент РЕК Юрий Каннер и театральный режиссер, художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. Среди полутора сотен гостей были драматург Александр Гельман, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, композитор Александр Журбин, ректор Щукинского училища Евгений Князев, посол Израиля Гарри Корен, советник мэра Москвы Леонид Печатников, адвокат Генри Резник, председатель Совета по правам человека Михаил Федотов, телеведущий Леонид Якубович, экономист Евгений Ясин. Компанию им составили председатель Женской лиги РЕК Алина Гоникман, члены бюро президиума РЕК Григорий Ройтберг и Давид Якобашвили, а также меценаты Дмитрий Зимин и Леонид Меламед. В программе были конкурс еврейских анекдотов (непременно со счастливым концом), специальная программа от театра «Школа современной пьесы» и, конечно, традиционное для Пурима угощение «уши Амана» - треугольные пирожки со сладкой начинкой.

Фотографии можно посмотреть здесь