В Московском театре «Эрмитаж» прошел вечер, посвященный 100-летию Государственного еврейского театра

При поддержке Российского еврейского конгресса в Московском театре «Эрмитаж» прошел вечер, посвященный 100-летию Государственного еврейского театра (ГОСЕТ, 1919-1949). Вечер и показанная на нем премьера спектакля «Строитель» по мотивам пьесы Соломона Михоэлса в постановке Московского театра Грановского открыли программу 11-х международных Михоэлсовских чтений. Уже 20 лет они по традиции проходят в Российской государственной библиотеке искусств (РГБИ), в этом году – при содействии РЕК.

Для участия в мероприятиях из разных стран приехали исследователи творческого наследия Михоэлса, истории ГОСЕТа, потомки тех, кто работал в театре. Из Израиля прилетели Алла Зускина-Перельман (дочь знаменитого актера Вениамина Зускина) и Елена Гольцфарб-Лурье (дочь режиссера Леонида Лурье), из Канады профессор Университета Квинс Василий Щедрин. С воспоминаниями выступали и Анна Фридлянд-Метер (внучка актера Меера Штеймана), племянница художника Александра Лабаса, руководитель Фонда содействия сохранению творческого наследия Лабаса (Лабас-Фонд) Ольга Бескина-Лабас, Марина Карлова (внучка актрисы Либы-Рейзы Ром) и многие другие. На экране демонстрировались редкие архивные съемки, фотографии, документы. Сегодня благодаря усилиям многих исследователей продолжается изучение истории первого советского еврейского театра, которая долгие годы замалчивалась в нашей стране. Первые Михоэлсовские чтения, организованные РГБИ в 1997 году, положили начало серьезным научным исследованиям трагической судьбы Соломона Михоэлса, театра ГОСЕТ, который внес большой вклад в искусство России.

Творческое наследие С.М.Михоэлса – не только его актерские роли, режиссерские спектакли, статьи, доклады, выступления. Последние 20 лет своей жизни до трагической гибели в 1948 году Михоэлс являлся руководителем ГОСЕТа, существовавшего с 1919 по 1949 год. Но практически никому не известно творчество Михоэлса-драматурга. Текст пьесы «Строитель», написанной в 1919 году, был потерян еще при жизни Михоэлса. В 1993 году рукописный текст Соломона Михоэлса с режиссерскими пометками Алексея Грановского случайно нашел историк Василий Щедрин в рукописном отделе Бахрушинского музея. Эта пьеса изменила судьбу 29-летнего Шломо Вовси, в 1919 году он поменял юридическую карьеру на театральную, став актером Соломоном Михоэлсом. Тогда же в Еврейском театре-студии в Петрограде состоялся показ спектакля, где вместе с Михоэлсом был занят руководитель театра и режиссер Алексей.Грановский.

Вскоре театр переехал в Москву, стал первым в стране Советов государственным еврейским театром. В 1928 году с успехом прошли гастроли ГОСЕТа в европейских странах, где Грановский, боясь репрессий в своей стране, предпочел остаться, стал невозвращенцем, и руководство театром перешло к Соломону Михоэлсу. В 1948 году по приказу Сталина он был убит. Прекратил свое существование и ГОСЕТ.

В 2016 году в Москве спектаклем «Король Лир», в котором когда-то блистал Соломон Михоэлс, открылся Театр Грановского. В его работе главный режиссер Игорь Пехович использует уникальный метод выдающегося режиссера-авангардиста Алексея Грановского.

В год столетия Еврейского драматического театра Игорь Пехович представил сценическую фантазию на тему библейской истории о строительстве Вавилонской башни. Главные роли в спектакле исполнили заслуженный артист РФ Александр Резалин, Мария Якубович и Игорь Пехович.

Режиссер постановки к небольшому драматическому наброску Михоэлса о строительстве Вавилонской башни добавил две истории, рассказанные языком танца и пения – о возведении Великой Китайской стены и создании атомной бомбы. В спектакле звучит музыка Арнольда Маргуляна, написанная в 1919 году, сохранившаяся в Российском национальном музее музыки. Через сто лет новая сценическая версия стала филосовским осмыслением тысячелетней истории, ее кризисов и трагедий.

Спектакль был встречен аплодисментами зрителей, погруженных в этот вечер в драматическую судьбу ГОСЕТа, его создателей, актеров, режиссеров, сценографов, которая по крупицам восстанавливается сегодня.

27 ноября обсуждение спектакля участниками Михоэлсовских чтений завершило работу научной конференции, которая прошла в РГБИ при поддержке Российского еврейского конгресса.