В истории и в памяти

70 лет назад, 3 апреля 1953 года, было прекращено «дело врачей», — обвиняемые, которых еще вчера называли «убийцами в белых халатах», решением Президиума ЦК КПСС вышли на свободу, а на следующий день главная газета СССР «Правда» объявила, что громкий процесс, за которым следила вся страна, был сфальсифицирован.

К 70-летнему юбилею этого события Государственный музей истории ГУЛАГа и Российский еврейский конгресс провели в Москве мемориальный вечер. Его ведущим, как и на аналогичном мероприятии РЕК, в 2013 году, стал историк и публицист Леонид Млечин: «История "дела врачей" не отпускает нас, потому что она свидетельствует о том, насколько неискоренимы кровавые наветы, преследующие еврейский народ на протяжении всей его истории», — напомнил Млечин.

«Сегодня проходит наше традиционное мероприятие: 10 лет назад президент РЕК Юрий Каннер инициировал проведение вечера к 60-летию освобождения "дела врачей", — сказала исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая. — Это событие напоминает нам, что даже самые страшные и тяжелые времена когда-нибудь заканчиваются, иногда чудом. Но "делом врачей" борьба с "космополитами" тогда не закончилась. 4 апреля 1953 года, после того как в "Правде" вышла статья с разоблачением, редакция газеты получала мешки писем от возмущенных граждан, отказывающихся верить этой публикации. И еще на протяжении десятилетий советские евреи чувствовали на себе последствия этого судебного процесса. Антисемитизм — как ящик Пандоры. Выпустив его наружу, крайне сложно остановить».

Директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов призвал больше говорить о «деле врачей», о котором в нашей стране до сих пор знают не настолько хорошо, как хотелось бы. К собравшимся обратились историки и потомки фигурантов дела, в том числе кандидат химических наук Виктор Валентинович Коган-Ясный — внук Виктора Моисеевича Когана-Ясного, ученого с мировым именем, создателя отечественного инсулина. Историк Геннадий Костырченко рассказал об истоках этого судебного процесса, которому предшествовало убийство в 1948 году председателя Еврейского антифашистского комитета, театрального режиссера Соломона Михоэлса.

Зал музея едва смог вместить всех гостей: вспомнить о событиях 70-летней давности пришли психолог Александр Асмолов, сопредседатель Научно-просветительного центра «Холокост» Алла Гербер, полномочный министр посольства Израиля в РФ Ронен Краус, раввин Александр Лысковой, писатель Виктор Ремизов, историк Лев Симкин, телеведущий Владислав Флярковский, дипломаты, врачи, общественные и культурные деятели.

Завершилось мероприятие театральным перформансом от актеров Мастерской Брусникина в постановке режиссера Сергея Карабаня, основанной на материалах этого судилища. 

«Дело врачей», ставшее апогеем советского антисемитизма, началось задолго до ареста его фигурантов. Еще в 1949 году из 2-го медицинского института  были изгнаны профессора и академик еврейского происхождения. Пытки и аресты по «делу врачей» сопровождала массированная антисемитская кампания в печати. В советских газетах публиковались фельетоны, разоблачающие якобы аферистов и халтурщиков с еврейскими фамилиями. В январе 1953 года к пропаганде присоединилась и «Правда». Антисемитские выпады на фоне действовавшего в СССР закона, запрещающего преследование по национальному признаку, приобретали самые изощренные формы. Советских граждан пугали не только историями «врачей-вредителей» еврейского происхождения, к ним добавились и представители других профессий. В ход шла и прямая фальсификация фактов, и ранее забракованные материалы из архивов. В результате в обществе поселился страх в отношении не только евреев-врачей, но и всех представителей советского еврейства. Евреев не принимали в университеты, выгоняли с работы. Многие еврейские семьи были вынуждены скрывать свою национальную идентичность и записывать детей русскими. Эта пропагандистская кампания, в своей активной фазе оборвавшаяся со смертью Сталина, имела долгосрочные последствия и сказывались на жизни советских евреев вплоть до конца 1980-х годов. К счастью, сегодня она осталась лишь в истории и в нашей памяти.