Сегодня, 4 июля, день памяти великого русского еврейского поэта Самуила Яковлевича Маршака (1887—1964). Он ушел из жизни в этот день 60 лет назад и оставил нам богатейшее наследство — свои бессмертные переводы и, конечно, детские стихи, с раннего детства едва ли не вошедшие в подсознание у всех, кто говорит по-русски. Маршак начинал печататься как еврейский автор: цикл стихов «Палестина», переводы с иврита и идиша произведений Хаима Нахмана Бялика, стихотворение на смерть Теодора Герцля, а его первый сборник назывался «Сиониды» (1907). К русско-еврейской литературе относится и одно из его последних произведений – автобиографическая повесть «В начале жизни» (1960).
Российский еврейский конгресс долгие годы сохраняет память об авторе «Мистера-Твистера» и «Рассеянного», чтобы как можно больше людей продолжали его знать и читать. Еще в 2015 году мы провели в Москве первые благотворительные «Маршаковские чтения». В 2016 году они прошли в Иерусалиме, в котором бывал и о котором писал Маршак. В Воронеже, на родине поэта, РЕК участвовал в открытии ему первого в мире памятника. В столичном метрополитене при участии РЕК прошел торжественный запуск поезда «Мой Маршак», а на Курском вокзале — фирменного поезда имени Маршака сообщением Москва-Воронеж. Мы помогли осуществиться и ряду издательских проектов.
Главным же из проектов стало открытие Российским еврейским конгрессом памятника Самуилу Маршаку в Москве. 1 июня 2022 года, в Международный день защиты детей, этот монумент работы Георгия Франгуляна украсил самую маленькую площадь Москвы — Лялину площадь — расположенную в районе Курского вокзала. Недалеко от этого места, в доме по адресу Земляной вал 14/16 (бывш. ул. Чкалова), Маршак жил с с 1938-го до последних дней своей жизни в 1964 году. Этим памятником, как и другими проектами, мы с вами вернули Самуила Яковлевича Маршака в наше время, сделали его нашим с вами современником.
«Я надеюсь, что на этой площади будут читать стихи и что она будет полна добра и света», — сказал на открытии памятника в Москве внук поэта Александр Маршак и закончил выступление одними из последних строчек, написанных его дедом:
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.