Дата:

25 октября 2013

Категория:

Архив

Александру Гельману — 80!

Писатель, журналист, член общественного совета РЕК Александр Гельман празднует сегодня юбилей

Хотя население еврейского местечка Дондюшаны в Молдавии никогда не превышало десяти тысяч человек, среди его уроженцев есть и оперный певец, и крупный исследователь Талмуда, и даже народная артистка СССР (Лидия Фрейман). Однако самым известным на сегодня уроженцем Дондюшан безусловно следует признать Александра Исааковича Гельмана, который справляет сегодня свое восьмидесятилетие.

В 1940 маленький Шуня, вместе со всеми земляками, стал гражданином первого в мире социалистического государства. Ну а потом – война, депортация вместе со всей семьей в Бернштадское гетто, участие в марше смерти. И хотя, в отличие от своих немецких покровителей, румыны решали еврейский вопрос не столь последовательно, целеустремленно и педантично, из всей большой семьи Гельманов уцелело лишь двое: сам Александр и его отец.

Послевоенная биография начиналась весьма заурядно: учеба в школе, шестилетняя офицерская служба на Дальнем Востоке (примерно в те же годы там служил другой будущий писатель, Аркадий Стругацкий), демобилизация, работа на заводе. Перелом произошел в 1966, когда Гельман переехал в Ленинград, где стал корреспондентом и постоянным автором нескольких ленинградских газет. А еще через несколько лет появляются пьесы и киносценарии, которые вскоре принесли Гельману всесоюзную славу.

У современного читателя, особенно незнакомого с советскими реалиями, гельмановские сюжеты могут вызвать недоуменную улыбку. Взять хотя бы «Протокол одного заседания», ставший в 1974 фильмом «Премия»: за исключением нескольких первых кадров, все действие фильма происходит на заседании парткома (все ли молодые помнят, что это такое?), обсуждающего, справедливо или нет предприятие получило премию.

Потапов. Так я вопрос задал.
Батарцев (помолчав). Товарищ Потапов. Я очень не люблю чувствовать себя идиотом, мне уже за пятьдесят. (Соломахину.) Он же прекрасно знает, почему трест перевыполнил план. (Потапову.) Или я ошибаюсь?
Потапов. Допустим, знаю.
Батарцев (раздраженно). Знаете или не знаете?
Потапов. Знаю.
Батарцев. Что вы знаете?!
Потапов. Я знаю, что в начале года у нас был другой план, который мы не выполнили. А год прошел — и задним числом нам тот план скостили. И пожалуйста, новый план перевыполнен, третье место по соцсоревнованию! Так уж надо было побольше скостить, Павел Емельянович! Дали бы первое место, раз пошло такое «соревнование»!

В свое время над подобными сюжетами иронизировали все, кому не лень, включая тех же Стругацких: «Металл льется, планы недовыполняются, и на фоне всего этого и даже в связи со всем этим женатый начальник главка действительно встречается с замужним технологом, и начинается между ними конфликт, и все это вплоть до парткома». Однако нельзя забывать, что эти пьесы отражали тогда мечты и надежды далеко не худшей части советского общества, включая многих читателей и почитателей Аркадия и Бориса Натановичей — о социалистическом обществе, где будет много творческой интересной работы, но не будет бюрократизма, очковтирательства, подковерных интриг и других родимых пятен брежневского социализма. Так что неудивительно, что в фильмах по сценариям Гельмана охотно снимался весь цвет советского кинематографа: Евгений Леонов, Армен Джигарханян, Олег Янковский, Леонид Куравлев, Михаил Глузский, Юрий Яковлев, Ирина Муравьева, Клара Лучко…

С такими идеалами вполне естественно, что в середине 80-х Гельман стал одним из прорабов перестройки, и даже членом горбачевского ЦК и депутатом Верховного совета. Когда же Союз распался, драматург столь же решительно поддержал Ельцина – опять-таки, естественный шаг для многих шестидесятников.

В середине 80-х Гельман оставил драматургию, сосредоточившись на публицистике. Однако в XXI веке последовал «камбэк» — писатель опубликовал несколько новых пьес, а в 2004 на экраны вышел фильм «Арье», в котором Гельман – кажется, впервые в своей творческой биографии – обратился к еврейской теме: героями фильма стали евреи, скрывавшиеся в годы войны на литовском хуторе, и через много лет нашедшие друг друга в Израиле.

Если верить энциклопедиям, последняя пьеса Гельмана увидела свет всего три года назад! Поэтому, поздравляя писателя с юбилеем, хочется пожелать ему не только традиционных здоровья и долголетия, но и – новых творческих успехов!