Дата:
16 августа 2013
Категория:
Архив
«Белыми ночами»
Книга о лагерях Менахема Бегина «Белыми ночами» переиздана при поддержке РЕК
Ровно сто лет назад, 16 августа 1913 года в городе Бресте-Литовском (или в Бриске, так он назывался на идише) родился Менахем Бегин, один из выдающихся еврейских национальных лидеров XX-го века и отцов-основателей государства Израиль. Практически вся его жизнь прошла в борьбе за свободу, безопасность и светлое будущее своего народа. Он вошёл в историю сначала как командир подпольной боевой организации «Иргун», затем как лидер оппозиции в Кнессете и премьер-министр Израиля. Вершиной его политической деятельности бесспорно является подписание мирного соглашения с Египтом в Кэмп-Дэвиде и последовавшего за ним мирного договора, поступок, оценённый по достоинству мировым сообществом: в декабре 1978 года Менахем Бегин стал первым израильтянином, получившим Нобелевскую премию мира (совместно с президентом Египта Анваром Садатом).
Есть в жизни Бегина период, о котором значительно меньше известно израильской публике, и гораздо менее понятный ей, чем российскому читателю, а именно «белые ночи», год от ареста в сентябре 1940-го советскими властями, занявшими Вильнюс, до освобождения зимой 1941-го по амнистии для польских граждан. Это год, который Менахем Бегин провёл в тюрьме Лукишки в Вильнюсе и топких болотах Печорлага, готовясь провести там ещё долгих восемь лет. О своём опыте жизни в ГУЛАГе он написал книгу («Белыми ночами»), законченную в 1952-м, за год до смерти Сталина.
Вот как сам Бегин описывает свой арест: «Никто не спорит, страдание как таковое не есть цель жизни и никто к нему не стремится. Обычно человек спрашивает: «За что я страдаю?» Обычно человек пытается избежать страданий, уклониться от них. Но в дни массовой катастрофы, в условиях всеобщего краха, человек часто спрашивает: «За что они страдают?» Первый, естественный порыв — помочь, спасти, утешить. Но когда исчерпаны слова утешения, когда нет возможности протянуть руку помощи, начинаешь все сильнее ощущать неравенство в страдании — и это чувство ужасное, почти лишающее жизнь смысла. Поэтому можете поверить, что в тот день, когда агенты советской секретной службы пришли за мной, чтобы отправить меня в длинный неведомый путь, в сердце моем не было страха; наоборот, я даже почувствовал какое-то облегчение».
Интересно, что хронологически книга Бегина предшествует основному массиву лагерной литературы: он начинает с читателем этот разговор задолго до Солженицына, в те времена, когда говорить о ГУЛАГе и советских лагерях ещё не было принято. Сравнивая советские лагеря и нацистские, он решительно отказывается поставить между ними знак равенства, и основание для этого у него одно — шанс выжить, который был у советских евреев, и которого не было у тех, кто попал в нацистские лагеря смерти.
В заключение хочется процитировать Н. Рубинштейна, который пишет в предисловии к предыдущему русскому переводу книги, что хотя «Менахем Бегин ярче всего осознает свою причастность к одной человеческой общности — к еврейству, эта книга позволяет понять, что вольно или невольно он принадлежит еще и другой — той общности, которая дала ему прикоснуться к величайшему страданию двадцатого века, к общности зэков, лагерников, узников тех или иных лагерей уничтожения, исправительного истребления. Великий числом и опытом народ зэков уже дал миру своих поэтов, художников, писателей, философов и ученых. Менахем Бегин первый советский заключенный, достигший поста главы правительства страны свободного мира. Об этом стоит сказать: Бегина случайно зацепила советская судьба, но десятки миллионов вполне закономерно уложены под шпалы железнодорожных магистралей, в шлюзы каналов, в основания доменных печей».
Книга «Белыми ночами» вновь издана в 2013 г. к столетию великого политика при поддержке РЕК.
Никита Безруков, специально для RJC.ru
