Дата:
19 ноября 2013
Категория:
Архив
Историческая память российских евреев
В Еврейском музее прошла презентация книги Е.Носенко-Штейн, изданной при участии РЕК
В библиотеке Еврейском музее и Центре толерантности прошла презентация книги Елены Носенко-Штейн (Институт востоковедения РАН, Москва) «Передайте об этом детям вашим, а их дети следующему роду: культурная память у российских евреев в наши дни».
Представляя книгу Е.Носенко-Штейн подчеркнула, что передача памяти – одна из традиций еврейской культуры, отраженная в Танахе («Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду». Иоил. 1:3). При этом на постсоветским пространстве эта традиция оказалась сильно размыта и почти уничтожена – во многом из-за масштабной секуляризации. «Когда из-под еврейской культуры, идентичности и памяти выдернули иудаизм, она повисла в воздухе» – подчеркнула Е.Носенко-Штейн.
«Без знаний о прошлом нет будущего» – сказала она, подчеркнув, что поскольку ни одна социокультурная группа не может существовать без каких-то общих символов и ассоциаций, то в настоящий момент происходит поиск новых символов. По ее словам, сейчас историческая память формируется не семьей, а еврейскими организациями, и, в меньшей степени, СМИ, друзьями и т.д. «При этом, как ни парадоксально, еврейская семья остается в глазах людей образцом хорошей семьи», – подчеркнула Е.Носенко-Штейн. Создаваемая еврейскими организациями идентичность вступает в противоречие с идентичностью, которую пытаются передать те, кого Е.Носенко-Штейн называет Хранителями памяти. Это люди поколения 70+, сохраняющие остатки традиции, которая основывается на знании идиша и некоторых ритуалах.
При этом Холокост, память о котором стала одной из основ идентичности, к примеру, евреев США, остается для российских евреев где-то на периферии. Автор также отметила, что большинство российских евреев (примерно 90 % по ее оценке) остаются не охвачены деятельностью еврейских организаций, а синагоги посещают по разным подсчетам от 2 до 6% евреев. При этом большое распространение среди российских евреев получило обращение в православие, при котором крестившиеся сохраняют свою еврейскую идентичность. По оценке исследовательницы евреев-православных вероятно столько же, сколько приверженцев иудаизма. Во многом подобная ситуация – следствие того, что для российских евреев еврейство определяется «по крови», а не по культуре. В конце презентации г-жа Носенко специально поблагодарила Российский еврейский конгресс за поддержку издания.
Заведующая отделом изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Татьяна Карасова, выступающая на презентации книги, также затронула тему ухода российских евреев от иудаизма, заметив, что столкнулась в Израиле с поразительной историей. «Архимандрит Русской миссии жаловался, что к нему приходят олим и просят крестить детей. Видимо, это один из видов «социального страхования» – один Б-г хорошо, а два – лучше», – подчеркнула она.
Исполнительный директор Российско-американского Центра Библеистики и Иудаики РГГУ Марк Куповецкий обратил внимание на то, что историческая литература, которая во многом создает историческую память, не пользуется популярностью среди российских евреев. Он также выразил сомнение в мнении исследовательницы об адекватности результатов переписи 2010 г., показавшей наличие в России 156000 евреев, отметив, что в мегаполисах свыше 10% уклонились от указания своей национальности, а многих евреев, живущих в охраняемых домах или коттеджных поселках, переписчики так и не смогли достичь, что и привело к значительным искажениям. Он счел более адекватной оценкой численности еврейской общины в стране «более 200 тысяч».
Заместитель исполнительного директора РЕК Матвей Членов подчеркнул важность выхода книги «Передайте об этом детям вашим, а их дети следующему роду: культурная память у российских евреев в наши дни», отметив, что российская еврейская община заинтересована в появлении исследований о современном российском еврействе. Он сказал, что в книге есть и «горячие» темы – в том числе тема об отношении российских евреев к религии. Говоря о феномене «евреев-христиан» Матвей Членов напомнил о недавней истории в Саратове, когда местный священник отказался крестить девочку из-за ее «жидовского» имени Манефа. Девочка происходила как раз из семьи таких вот евреев-христиан. «После вмешательства РЕК эта история стала чуть более заметной, состоялось заседание руководства Саратовской епархии, и этот священник был на два месяца отстранен от службы. Но крещение все же имело место и не привело к потере еврейской идентичности», – сказал он. Он также заметил, что подобная тенденция разрыва связки «евреи-иудаизм» относится не только к России, приведя в качестве примера недавние исследования Pew Research Center в США. Согласно результатам опроса лишь 32% евреев, родившихся после 1980 года, идентифицируют себя с еврейством на основании своего происхождения, этнической принадлежности или культуры. Для сравнения: тот же показатель среди евреев, родившихся в 20-х – 30-х годах прошлого века составил 93%.
Данные опроса показал рост числа смешанных браков среди американских неверующих евреев (58%) – и это по сравнению с 17% до 1970 года.
Кроме того, существенно снизилась религиозность американских евреев. 66% евреев либо очень редко, либо вовсе никогда не посещали синагогу, около 25% не верят в Б-га, а у 33% на новый год в доме стояла наряженная ёлка.
Исследователи Pew Research Center также задавали своим респондентам вопрос о том, что для них означает быть евреем, предлагая несколько вариантов. Самыми популярными ответами оказались сохранение памяти о Холокосте (73%) и ведение этической жизни (69%). Около 56% респондентов заявили, что принадлежность к еврейской нации предполагает работу во благо справедливости и равенства, 43% – заботу об Израиле, 42% – обладание хорошим чувством юмора и лишь 19% – соблюдение еврейских законов.
Для 62% опрошенных быть евреем прежде всего означает быть таковым по происхождению и принадлежать к этой культуре. Лишь 15% заявили, что это главным образом вопрос религии.
М.Членов отметил, что об этом сходстве говорится в опубликованной 7 ноября в газете «Форвардс» статье известного исследователя российского еврейства Цви Гительмана «Сейчас мы все – российские евреи». В статье говорилось: «Судя по всему, американские евреи следуют за постсоветскими в том, что касается «размывания границ» между христианством и иудаизмом и отделяют свое культурное или этническое еврейство от иудаизма как религии». При этом, по данным Ц.Гительмана, в бывшем Советском Союзе границы между христианством и иудаизмом, также как и запреты на брак с неевреями размываются быстрее, чем в Соединенных Штатах.
«Исследование центра Pew показывает, что американские евреи, у которых было сколько угодно религиозных и культурных структур в течение тех 70-ти лет, когда в Советском Союзе таких структур было крайне мало, «догоняют и перегоняют», говоря словами Никиты Хрущева, своих постсоветских собратьев. И кто бы ни победил в этой гонке, идейным евреям это будет совсем не в радость», – завершалась статья Ц.Гительмана.
Результат этих исследований вызвал настоящую бурю в еврейском мире. В частности, именно поэтому Израиль в этом году (http://help.rjc.ru/site.aspx?SECTIONID=85646&IID=2504994 удваивает средства), выделяемые на программы поддержки общин диаспоры. М.Членов также рассказал, что Российским еврейским конгрессом открыта грантовая программа в размере 600000 рублей для ученых, исследующих современное российское еврейство. «Без подобных исследований мы никуда двигаться не можем», – подчеркнул он.
***
Гранты РЕК в области социологии, демографии и антропологии современного российского еврейства
Российский еврейский конгресс объявляет о грантовом конкурсе в поддержку исследований по социологии, демографии, антропологии современного российского еврейства.
Качественные научные исследования современных общин представляют очевидную практическую ценность для еврейских организаций и благотворительных фондов, в первую очередь, для РЕК.
В 2013 году РЕК поддержал ряд инициатив и исследований: издана монография д.и.н. Е.Э. Носенко-Штейн («Передайте об этом детям вашим, а их дети следующему роду»: Культурная память у российских евреев в наши дни. – М.: Институт востоковедения РАН, 2013.), 5 июля на Х Конгрессе антропологов и этнографов России при поддержке РЕК был организован и проведен Круглый стол на тему «Евреи как традиционно городские жители: прошлое и современность».
Однако, на сегодняшний день, число подобных исследований невелико, а круг вовлеченных в тему исследователей ограничен.
Новая инициатива РЕК на 2014 год призвана поддержать интерес российского научного сообщества к изучению современного российского еврейства.
По решению Президента РЕК ежегодно будет выделяться четыре гранта на поддержку и проведение самостоятельных научных исследований в области социологии, демографии и антропологии современного российского еврейства
o 2 гранта по 60 тысяч рублей: выделяются на индивидуальные научные исследования, результаты должны быть представлены в срок, не превышающий 6 месяцев.
o 1 грант в сумме 120 тысяч рублей выделяется для поддержки социологического исследования по тематике конкурса, которое должно быть завершено в срок, не превышающий 12 месяцев.
o 1 грант в сумме 360 тысяч рублей выделяется научному коллективу российских ученых на проведение комплексного исследования современного российского еврейства. Руководитель научного коллектива должен иметь научную степень в области гуманитарных наук, результаты исследования должны быть представлены в срок, не превышающий 12 месяцев.
Возможные темы исследований в 2014 году:
o Мотивация участия в еврейской общинной жизни у смешанных семей и людей смешанной самоидентификации в возрасте от 25 до 40 лет
o Ценностные ориентиры российских евреев трудоспособного возраста.
o Отношение молодых семей (25-40 лет) с устойчивой еврейской самоидентификацией к еврейскому и нееврейскому школьному и дошкольному образованию.
o «Свои-чужие»: еврейское население и новые волны миграции
o Отношение евреев-москвичей к благотворительности и волонтерству.
o Социокультурный портрет спонсоров еврейских организаций и общин
Результаты исследований должны иметь практическое прикладное значение, быть научно-обоснованными и содержать самостоятельные выводы. Гранты выделяются в 2014 году. Соискатели (российские и иностранные ученые) должны в срок до 1 декабря 2013 года направить заявку на грант в адрес РЕК по электронному адресу info@rjc.ru с пометкой «гранты ученым»
Заявка должна содержать:
o описание целей и задач исследования,
o обоснование актуальности и новизны темы исследования,
o описание планируемых результатов
o примерную смету проекта.
o резюме (CV), список опубликованных работ и контактные данные автора или научного коллектива авторов.
Гранты не выделяются в поддержку уже выполненных исследований; исследований, проводящихся по заказу иных организаций и третьих лиц. Средства гранта не могут быть использованы на оплату покупки оборудования, оргтехники и программного обеспечения, оплату текущей деятельности организаций.
В срок до 1 декабря 2013 года экспертный совет в составе ученых и руководства РЕК проводит конкурсный отбор поступивших заявок и определяет победителей грантового конкурса. Средства гранта перечисляются согласно договору, но не раньше января 2014 года.
Результаты исследований являются совместной интеллектуальной собственностью авторов и БФ «РЕК», но не могут быть обнародованы или опубликованы автором или третьими лицами без согласия БФ «РЕК».
Семен Чарный специально для сайта РЕК
