Дата:

7 февраля 2025

Категория:

Еврейская культура

Образцовая история

Минусинск обратился к опыту еврейских купеческих семей

Хорошие новости приходят в эти дни из Минусинска Красноярского края. В Мартьяновском музее прошла 3-дневная очная Школа практической истории Всероссийского музейного проекта «Люди и дома: живые истории». Ранее этот проект стал победителем Пятого грантового конкурса музейных инициатив и выставочных проектов Российского еврейского конгресса.

Для участия в работе школы в Минусинск прибыли гости из Москвы, Мариинска, Красноярска, Барнаула, Иркутской области. В их числе более 70 экспертов, сотрудников музеев, краеведов, исследователей, педагогов, школьников, студентов, кадет, воспитанников Минусинского детского дома, которые интересуются историей города и судьбами его жителей. Их ждала очень насыщенная программа: лекции, экскурсии по Мартьяновскому музею, улицам и площадям Минусинска, историческое лото с архивными документами, театральная импровизация и подготовка материалов для аудиогида.

Задача школы «Люди и дома: живые истории» в том, чтобы изучить историю архитектурных объектов Мариинска и Минусинска, принадлежавших представителям еврейского купечества. Затем с помощью методов исторической реконструкции планируется воссоздать сюжеты из жизни еврейских семей, написать сценарии будущего аудиогида-путеводителя, сыграть эти сцены в Музейном историческом театре и провести студийную аудиозапись в студии обновленного Минусинского драматического театра.

«Школа практической истории — это не столько институция, сколько сообщество, в которое входят как профессиональные историки и архивисты, так и люди разных возрастов и профессий, заинтересованных в восстановлении исторической и ценностной преемственности, — говорит куратор грантового конкурса РЕК, советник по культуре президента РЕК Анатолий Голубовский, принявший участие в работе школы. — Партнеры проекта «Люди и дома: живые истории» — Школа практической истории и Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова — уже не первый год занимаются историей сибирских еврейских купеческих и предпринимательских семей и видят в этом главный и самый эффективный инструмент такого рода реконструкции. Она важна не столько для памяти о прошедшем, сколько для строительства будущего. Честно говоря, я был поражен и вдохновлен энтузиазмом и тщательностью, с которым работали старшеклассники, их родители и учителя. От желающих участвовать в школе не было отбоя — пришлось ограничить регистрацию. В ходе школы выяснилось, что истории еврейских семей, понимание того, как была устроена их жизнь, в чем состояли их ценности и как они отразились в архитектурном облике их домов — все это очень важно для строительства богатой, безопасной и очень интересной будущей жизни в России».