Дата:
27 апреля 2014
Категория:
Архив
Помнить, чтобы не повторилось
В день Катастрофы и героизма РЕК помнит и скорбит вместе со всем еврейским народом
Утром 28 апреля в Израиле зазвучат сирены, и жизнь страны остановится: встанут машины и автобусы, застынут на месте пешеходы, чтобы почтить память миллионов европейских евреев, уничтоженных нацистами и их пособниками.
В наши дни нередко можно услышать, что, дескать, современные евреи придают Холокосту слишком много значения – ведь даже в пасхальной агаде сказано, что «каждом поколении встают желающие нас погубить»? И разве мы – единственный народ, пострадавший в ХХ веке от геноцида?
Поскольку подобные вопросы можно услышать и от людей, благожелательно относящихся к евреям, и даже от самих евреев, имеет смысл расставить точки над и.
Да, крестоносцы или казаки Богдана Хмельницкого убивали евреев задолго до появления нацистской идеологии. Однако своим врагом они считали не еврейскую кровь, а еврейскую веру: любой еврей мог с спасти свою жизнь, согласившись принять крещение. Гитлера и его приспешников вероисповедание не интересовало. Еврей был для них представителем враждебной расы, и подлежал уничтожению независимо от своих религиозных убеждений; Эдита Штайн, ставшая католической монахиней сестрой Терезой, погибла в Освенциме, разделив судьбу своих братьев-иудеев.
Гражданская война в России ознаменовалась страшной волной погромов, в которых участвовали решительно все: деникинцы и буденовцы, петлюровцы и белополяки…Как справедливо заметил историк Олег Будницкий, «евреев убивали за то, что они евреи, независимо от пола, возраста и политических убеждений, и это позволяет сравнивать погромы эпохи Гражданской войны с Холокостом, предвестником которой они, на наш взгляд, является». Однако видя сходство, нельзя забывать о важнейшем различии. Во время Гражданской войны речь шла об инициативе снизу: ни Деникин, ни Петлюра, ни Пилсудский (не говоря уже о Ленине с Троцким) погромов не хотели, издавали соответствующие распоряжения, время от времени даже карали особо лихих погромщиков. В тех местах, где власть была твердой (например, на Дону или в Крыму), насилий над евреями практически не было. Во время Холокоста все было совершенно иначе: все планы, касающиеся евреев, утверждались на высочайшем уровне; окончательное решение приводилось в жизнь государственной машиной, а не «подонками общества».
Да, евреи были не единственным и даже не первым народом, ставшим в ХХ веке жертвой геноцида. Достаточно вспомнить, что всего за четверть века до Ванзейской конференции в Турции были убиты сотни тысяч армян, с ведома и одобрения правительства. Однако Стамбул при этом мог ссылаться на обстоятельства военного времени, нелояльность армянского населения, желания предотвратить восстание в тылу… (Разумеется, все это не оправдывает и сотой доли совершенных преступлений). У Гитлера такой «отмазки» не было: немецкие евреи были суперлояльны, евреи других стран не представляли для немцев никакой угрозы. Уничтожение евреев было для нацистов самоцелью, от которой они не отказывались даже накануне окончательного поражения.
Таким образом, события 1933-45 удостоились отдельной даты еврейского календаря не только потому, что, по историческим меркам, эта трагедия произошла «вчера», а счет жертв шел на миллионы. Просто Катастрофа – явление уникальное: впервые в истории государство поставило перед собой задачу физического уничтожения целой расы, и ни жалело ни сил, ни ресурсов для решения этой задачи.
Вместе со всем еврейским народом РЕК сегодня скорбит, вспоминая о жертвах нацизма. И обещает сделать все, что в силах, чтобы эта трагедия никогда больше не повторилась.
