Дата:
4 августа 2014
Категория:
Архив
Пост 9 ава
Сегодня вечером начинается пост, в память о разрушении Храма
Очевидец падения Иерусалима и разрушения Храма, еврейский историк Иосиф Флавий писал: «Замечательна в этом случае точность времени, с которой действовала судьба. Она предопределила для разрушения, как уже было сказано, даже тот же месяц и день, в который некогда Храм был сожжен вавилонянами». Столетие спустя его показания подтвердили мудрецы Талмуда: «Девятого aвa был разрушен Храм и в первый раз, и во второй». С тех пор и поныне этот день предназначен для поста, молитвы и горестных размышлений: 9 ава не едят, не пьют, не умываются, не наслаждаются супружеской близостью, а в синагогах читают книгу «Эйха», в которой пророк Иеремия описал бедствия, постигшие евреев в эпоху разрушения Первого Храма.
На протяжении почти девятнадцати веков никому не надо было объяснять, почему мы постимся – поскольку не было, наверное, ни одного еврея, кто в буквальном смысле не ощутил бы на своей шкуре последствий разрушения Храма и последовавшего за этим рассеяния. И сто, и пятьсот, и тысячу лет назад наши предки могли бы, слегка перефразировав Жаботинского, сказать о себя: «Нет спасения, мы в чужой земле, и до конца свершится над нами воля чужбины!»
Однако сегодня, к счастью, все далеко не столь однозначно. Вот уже скоро семьдесят лет как у евреев опять есть свое суверенное государство, с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и самой сильной армией в регионе. «Город, пребывающий в трауре, разрушенный, попранный и обезлюдевший, подобный женщине бесплодной и нерожавшей» — говориться о Иерусалиме в молитве 9 ава – у кого повернется язык сказать такое о нынешней столице Израиля. Правда, большинство евреев по-прежнему предпочитает жить под властью других народов, однако сегодня, слава Богу, это исключительно их личный свободный выбор. Так что галута, в традиционном смысле, сегодня уже нет, а есть исключительно диаспора, причем, по меркам еврейской истории, исключительно комфортная и толерантная.
Может быть, мы по-прежнему постимся, поскольку у нас до сих пор нет Храма? Формально это, безусловно, так, но в этом ответе чувствуется некоторая неискренность. Храм – прежде всего место для жертвоприношений, но есть ли у нас сегодня подлинная потребность в этом виде служения? Если еврей окажется там, где нет синагоги, миквы или кошерной лавки, он почувствует, что ему не хватает чего-то важного, что его еврейская жизнь некомфортна и неполноценна – но кто сегодня искренне страдает от того, что у нас нет возможности сжигать на жертвеннике внутренности барана?
Впрочем, если вдуматься, у этого ответа есть и другое, более глубокое измерение. Повелев Моше воздвигнуть первое святилище, переносную скинию, Бог сказал ему: «И сделают Мне Святилище, и Я буду обитать среди них» (Шмот, 25:8). Иными словами, Храм – не только жертвенный культ, но и олицетворение пребывания Всевышнего «в нижних мирах», т.е. полноты и гармонии человеческой жизни. Говоря словами Рамбама, это – мир, где «не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни конкуренции, потому что благо будет в изобилии, и все хорошее будет доступно, как песок. И весь мир будет желать только одного: познать Бога».
Можно ли сказать это о современном мире? Боюсь, мало кто станет отрицать, что наша жизнь максимально далека от этого идеала. Так что пост девятого ава – хороший способ напомнить себе об этом, а заодно подуть, что каждый из нас может сделать, чтобы этот идеал стал хоть немного ближе. Тем более, что, согласно одному из преданий, именно в этот день должен родиться царь Машиах, который принесет избавление всему миру.
Евгений Левин специально для сайта РЕК
Иллюстрация: Франческо Айец «Разрушение Иерусалимского Храма»
