Музейные инициативы и Российский еврейский конгресс

В майском номере журнала «Музей» вышло многополосное интервью с Анатолием Голубовским – культурологом, куратором грантового конкурса музейных инициатив и выставочных проектов Российского еврейского конгресса. Гранты могут получить некоммерческие организации по всей России на реализацию музейно-выставочных работ о еврейской культуре. Публикуем этот материал в полной версии:

Анатолий Борисович, нынешний проект — это первый опыт взаимодействия Российского еврейского конгресса с музейными институциями?

– Это первый системный опыт взаимодействия с организациями культуры у Российского еврейского конгресса, до этого определённый опыт поддержки выставочных проектов был, но носил спорадический характер. Примерно в 2018 г. нам стало понятно, что существует, с одной стороны, спрос на еврейский контент, с другой стороны, предложения этого контента достаточно значимы для того, чтобы из поддержки случайных проектов перейти к поддержке систематической. И, как показывает история, самой эффективной формой поддержки является грантовый конкурс с привлечением авторитетных профессионалов в качестве экспертов.

Вы сказали про организации культуры, то есть, для того чтобы принять участие в конкурсе, не обязательно иметь статус музея?

– В конкурсе могут участвовать открытые публичные площадки: библиотеки, культурные центры, высшие учебные заведения. Например, в обоих конкурсах принимал участие Институт искусствознания Министерства культуры РФ. Вообще, полное название конкурса – конкурс музейных инициатив и выставочных проектов. Выставочный проект как универсальный способ коммуникации с аудиторией может исходить не только от музея.

В чём заключалась основная цель грантового конкурса, как её видели организаторы?

– Нам хотелось, чтобы еврейская история, картина мира появилась не на специализированных еврейских площадках (каковых очень мало на самом деле в России), а на неспециализированных. Ведь в России несколько сотен историко-краеведческих музеев, но нигде нет ничего о том, что происходило с евреями, еврейскими общинами России, даже в тех музеях, которые находятся на территориях, которые были оккупированы в ходе Второй мировой войны и где происходил Холокост. А ведь евреи и еврейская культура в силу исторических причин были распределены, евреи существовали в диаспоре, поэтому еврейская история, еврейская культура была практически везде. Но этот опыт и история в силу богатства и насыщенности драматическими событиями интересны далеко не только евреям. Они насыщены стремлениями, прорывами, в них заключена актуальная проблематика толерантности, борьбы с ксенофобией.

Мы мечтали, но не думали, что первый же конкурс вызовет такой интерес и профессионального музейного сообщества, и проектных групп. На первый конкурс со всей страны пришло больше 80 заявок, для нас это стало огромным успехом. Самое главное, что возник такой широкий интерес у людей, которые об этом задумываются серьезно.

Как проходил отбор заявок, какие были главные критерии для прохождения конкурса?

– Во-первых, существуют определённые формальные основания конкурса, которые сформулированы в положении о конкурсе. К нам приходили заявки от коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, но, как и в большинстве грантовых конкурсов, принимать участие могут только бюджетные и некоммерческие организации. Положение о конкурсе размещено на сайте Российского еврейского конгресса. В рамках первого конкурса из 83 заявок после отсеивания по формальным причинам осталось 65 участников, и уже с этими заявками стали работать эксперты. Конкурс состоит из двух этапов. Первый этап — это экспертная оценка и формирование шорт-листа, а второй этап — это работа жюри. В рамках первого конкурса в шорт-лист вошли 16 проектов, из которых жюри выбрало 6 победителей. Экспертный состав мы, естественно, не разглашаем, а состав жюри – в открытом доступе. В первом конкурсе в жюри были музеолог Михаил Гнедовский, директор Института теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств Наталия Толстая, заместитель генерального директора РГБ Наталья Самойленко, директор музейной программы фонда культуры «Гений места. Новое краеведение» Мария Шубина, попечитель нашего конкурса Григорий Ефимович Ройтберг, искусствовед Михаил Каменский (однако ему пришлось выйти из состава жюри в связи с конфликтом интересов – на конкурс была подана заявка, связанная с архивом его отца, Александра Абрамовича Каменского) и, наконец, президент Российского еврейского конгресса Юрий Исаакович Каннер с правом совещательного голоса.

Как вы оцениваете результаты первого грантового конкурса? Всем ли победителям удалось справиться с поставленной задачей?

– В целом конкурс был очень сильный, конкуренция чрезвычайно высокая и победители, соответственно, очень хорошие. Максимальный размер одного гранта в 2019 г. составлял 1 млн рублей (в 2020 г. сумма возросла до 1,4 млн рублей). Победителями стали шесть проектов:

Выставочный проект «Живы и веселы», АНО Сибирское музейное агентство, г. Новосибирск. История, связанная с эвакуацией в годы войны Белорусского государственного еврейского театра. (Не реализован до конца по причине пандемии, открытие выставки было запланировано на март 2020 г.)

Выставка «Скрипка Бромберга», г. Москва. Выставка о преследовании в СССР по национальному признаку в 1920–1930-е гг. (Выставка открылась в декабре 2019 г.)

Выставка-лабиринт «Найди еврея», Выставочный зал Солянка ВПА, г. Москва. Выставка-лабиринт о советской цензуре. Автор выставки – литературный критик Анна Наринская. (Не реализован до конца по причине пандемии, открытие выставки было запланировано на март – апрель 2020 г.).

«…творите добро тому городу, в который Я вас изгнал…», Стационарная выставка в Музее Ижевска. Выставка посвящена еврейской благотворительности. (Не реализована до конца по причине пандемии, открытие выставки было запланировано на март 2020 г.)

Выставка «Илья Ильф – прописан в Москве!», Музей М.А. Булгакова. История одной комнаты, первого совместного адреса в Москве Ильи Ильфа и его жены Марии Тарасенко. (Выставка открылась в декабре 2019 г.)

«Открывая синагогу Темир-Хан-Шура», Северо-Кавказский филиал Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Проект посвящен наследию еврейской общины современного города Буйнакска, в прошлом Темир-Хан-Шура, которая представляла собой значительную долю населения города и Дагестана в целом. (Проект открылся в декабре 2019 г.)

Последний проект я бы выделил. Он оказался очень сильным, особенно с точки зрения воздействия на местное сообщество, он запустил важные социальные процессы. При этом он, конечно, был очень содержательным и эффектным по форме. Он включал в себя работу с объектом наследия, синагогой горских евреев в Буйнакске, которая стояла закрытой больше 30 лет, и проект привлёк к себе внимание всей республики Дагестан, всего Северного Кавказа и обратил внимание в целом на судьбу горских евреев, судьбу их культуры и наследия, чему была посвящена открытая в рамках проекта выставка в местном музее. Проект стартовал с потрясающего музыкально-художественного перформанса, в котором участвовали джазовый музыкант, духовик Аркадий Шилклопер, израильский композитор Юрий Бренер, который специально для этого проекта написал музыку, израильский художник Макс Эпштейн. Это стало главным событием культурной жизни города и республики. Сейчас на второй конкурс подана заявка, связанная с продолжением проекта.

 

На 2020 год был заявлен второй грантовый конкурс Российского еврейского конгресса. Как на данный момент обстоят дела, учитывая те форс-мажорные обстоятельства, в которых мы сейчас существуем?

– Когда мы объявили второй конкурс, даже несмотря на то, что увеличился грантовый фонд, мы ожидали спада интереса (так бывает, как правило). Никак не ожидали получить около 70 заявок. С одной стороны, мы были счастливы, поняв, что у нас уже есть какой-то авторитет, с другой – поняли, что предстоит работа даже тяжелей, чем на первом конкурсе, и вновь придется отказывать сильным и интересным заявкам. Изначально мы собирали заявки до конца января, но отодвинули дедлайн до 20 февраля этого года. На данный момент прошел первый этап конкурса – экспертная оценка. Из 70 проектов в шорт-лист конкурса вошел 21. Но, к сожалению, в связи с пандемией мы не успели провести заседание жюри, которое должно было состояться в самом конце марта. Кроме того, поскольку сроки конкурса стали сдвигаться (мы перенесли заседание жюри на конец апреляi), пришлось пересматривать свои календарные планы и участникам, которые вошли в шорт-лист. По условиям конкурса реализация проектов должна завершиться в течение 2020 г., но сейчас мы прогнозируем завершение уже до августа 2021 г.

Скольких победителей стоит ожидать?

– Мы не оговариваем количество победителей, поскольку каждому проекту нужна своя сумма, кому-то больше, кому-то меньше. Мы заинтересованы в том, чтобы победителей было больше. И, естественно, приветствуются проекты, которые предполагают серьёзное, реальное софинансирование.

Наверное, еще рано спрашивать, но всё же: стоит ли готовиться к третьему грантовому конкурсу?

– Я очень надеюсь, что третий конкурс состоится. Дело в том, что наш грантовый фонд — это частные деньги частных инвесторов. И, в отличие от известных фондов, которые проводят грантовые конкурсы, у нас не один, а несколько источников финансирования. Учитывая это, мы находимся в более сложной ситуации. Но у нас есть своя миссия, и мы склонны поддерживать участников конкурса, идти им навстречу в трудных ситуациях, в том числе заключая дополнительные соглашения, пролонгируя договоры. Для нас главное – хороший результат.

 

Беседовал Алексей Яковлев

***

Анатолий Голубовский:

«Мы живем в очень разнообразной стране. И это не наша беда или проблема, а огромное преимущество и шанс. Ведь в разнообразии истории, культуры и традиций национально-культурных сообществ, объединенных российской гражданской идентичностью, хранится важнейшая информация, которая дает основания для выбора перспективных путей развития.

Нет одного культурного кода, расшифровав который можно понять прошлое и заглянуть в будущее. Таких кодов – множество. Постепенно разбираясь в их сложных формулах, мы всё лучше понимаем, кто мы, откуда пришли и куда идем.

Еврейский опыт – сложный, драматичный и поучительный. Это опыт не только выживания и адаптации, но и сотрудничества, солидарности, совместного творчества и удивительных историй взаимопомощи.

Мы надеемся, что яркие проекты нашего конкурса дадут возможность множеству россиян, приходящих в музеи и выставочные залы страны от Владивостока до Калининграда, освоить опыт, без которого не обойтись во времена перемен».

***

Григорий Ройтберг, попечитель конкурса, президент АО «Медицина», академик РАН, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, член бюро президиума РЕК:

«Появление именно музейно-выставочных проектов, рассказывающих о том, как евреи России развивали и обустраивали страну и при этом несмотря ни на что сохраняли свою культурную идентичность, – чрезвычайно важное дело, которое способствует укреплению толерантности в обществе.

И всегда наиболее значимые достижения еврейской культуры служили всем людям независимо от их национальности и места проживания. Огромный пласт культуры, созданный величайшими представителями еврейского народа, отражал также культуру страны проживания.

Первый конкурс дал нам понять, насколько проект востребован и важен для культурной жизни российских городов».